Mail Cleaner Plus

Поставить закладку Написать письмо Распечатать страницу
Главная Скрипты и программы Ваша реклама Информационные ресурсы Знакомства
Литература WEB-мастеру Интернет-магазины "Правдивые" карикатуры Flash-Игры
Частушки
Деревенские частушки первой половины XX века.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11


Софткей
Allsoft.ru - магазин софта
Превосходная платежная система
ProtoPlex TOP-100: борьба лидеров!

Каталог ссылок
 

Поиск по домену


Чтобы найти нужную ссылку, введите имя искомого домена или его начальную часть.
a b c d e f g h i j k l m n o p q r s t u v w x y z 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0

l2e(1) l2s(1) l2t(1) l4d(1) la.(2) lad(3) lag(1) lai(1) lam(5) lan(3) las(2) lau(1) lav(1) law(1) le-(1) lec(2) led(1) lee(1) leg(3) lej(1) lek(1) lel(2) len(3) leo(1) lep(1) les(4) let(1) lev(2) lia(1) lib(2) lie(1) lif(7) lig(3) lin(172) lis(10) lit(4) liv(8) liz(1) lli(1) loc(1) lod(1) log(8) lor(1) lot(4) lou(1) lov(11) lp-(1) lpg(2) lr.(1) lss(1) lub(1) lud(1) luk(1) lux(4) lxl(1) lxp(1)

Добавить сайт | Вернуться на главную

Шаблон поиска: -- l --
Это интересно

Люстра

Когда мы читаем о роскошных дворцах римских императоров, замках средневековых баронов и королей, мы представляем нарядность и блеск обстановки, посуды, одежд. Но не задумываемся обычно, как же коротали вечера, как освещали свои дома наши далекие предки. Надо сказать, что все эти роскошные апартаменты вплоть до XVII века освещались довольно скудно, в них по вечерам царил полумрак, поскольку на протяжении веков основными источниками света служили лучины, всевозможные масляные лампы да по торжественным случаям факелы.

Масляные лампы были изобретены в Древнем Египте в третьем тысячелетии до нашей эры. Представляли они собой колонны метровой высоты с углублением наверху. В эти углубления ставили плошки с маслом. Со временем эти примитивные светильники стали украшать — делали колонку витой, в виде стебля растения, верх его часто представлял собой чашечку цветка.

Примитивные осветительные приборы древних греков в виде сосудов с раскаленным углем и просмоленной или пропитанной жиром древесной стружкой описывает Гомер. Постепенно лампы стали соединять в себе целесообразность и красоту. Уже в VI веке до нашей эры они представляли округлый сосуд с одним или несколькими отверстиями в крышке для фитилей. Часто делался вытянутый носик, ручка, чтобы удобнее было переносить лампу. Иногда сверху крепилось кольцо для подвешивания. Такие светильники делали из глины, покрывали светло-красным или черным лаком.

Первое упоминание о металлических подвешиваемых к потолку светильниках относится к эпохе правления в Византии императора Константина (VIII век). Сохранились описания великолепных люстр, которые император жаловал римским храмам. Делались они в виде короны, собранной из колец, дужек и дисков и имели отверстия, в которые вставляли конические стеклянные резервуары для масла. До сих пор в некоторых музеях хранятся металлические лампы того времени в виде корабля, ведомого Христом или одним из апостолов.

Видимо, из Византии вместе с христианством пришли на Русь и церковные люстры — паникадила. Название их происходит от греческого слова «поликанделон», означающего в переводе многосвечник. Известно, что уже в IX веке литейщики Киевской Руси с большим искусством изготавливали такие медные или серебряные светильники, которые обычно подвешивались на длинных цепях к центральному куполу храма. «Классическая», самая старая конструкция — стержень с нанизанными на него сложными балясинами (позднее шарами), от которого ответвляются свечники. В больших храмах паникадила достигали огромных размеров, были многоярусными, со множеством фигурных подвесок и прорезных деталей. Считается, что именно от паникадил произошли наши люстры. Причем слово «люстра» появилось во Франции довольно поздно — в XVII веке. Поначалу так называли только подвешиваемые к потолку светильники из хрусталя. Это слово так прижилось, что стало использоваться применительно ко всем потолочным осветительным приборам.

В XI веке в церквях Европы появились паникадила, у которых на ободе из золоченой меди помещались маленькая часовня с фигурками опостолов в нишах и свечами, укрепленными на вратах. Но зажигать, гасить, менять свечи в них было довольно сложно, поэтому их постепенно сменили красивые неглубокие лампадки из стекла и хрусталя, ободок которых вешался на позолоченных цепочках. Видимо, эти лампадки можно считать «прародительницами» многочисленного семейства стеклянных люстр и фонарей. Иногда перед иконостасом подвешивали так называемые кандила — висящие на трех цепях красиво оформленные светильники, в которых по краю верхнего диска стояли свечи. В центральный металлический (позднее фарфоровый) свечник помещалась более крупная свеча.

В небольших жилых помещениях с низкими потолками, распространенных до конца XVII века, использовали маленькие медные паникадила, обычно в виде нескольких рожков из бронзы или латуни, расположенных вокруг центрального стержня. Но появившиеся в начале XVIII века богатые особняки и дворцы с роскошно отделанными интерьерами вызывали к жизни новые, более совершенные осветительные приборы.

Появились металлические отражатели, которые вешали на стены (отсюда и их название — стенники или настенники). Это большие медные пластины всевозможных форм и очертаний с прикрепленными к ним свечами. До блеска начищенная гладкая поверхность основания (ее часто для улучшения отражения делали выпуклой) усиливала свет пламени. Часто стенники украшали гербами и вензелями владельцев, изображениями кораблей.

Но главным материалом для усиления света, придания нарядности, праздничности интерьерам послужило, конечно, стекло. Блестящее искусство венецианских стеклоделов с острова Мурано во второй половине XVII века подарило миру своеобразные, необычайно красивые люстры. Детали этих люстр в буквальном смысле лепили из остывающего стекла виртуозымастера. Венецианская люстра лепного стекла обычно собиралась из пучка стеклянных стеблей, свободно «растущих» вверх из центральной стеклянной чаши. Стебли украшались изящными цветами и листьями, служившими подсвечниками. Со стеблей ниспадали цепи из стеклянных колечек, центральный стержень прятался в украшениях.

Наиболее ранние по времени стеклянные люстры в России — они назывались «паникадила фигурного дела» — делали в последней четверти XVII века на Казенном заводе села Измайлово (Москва), выстроенном «про обиход великого государя».

В начале XVIII века появились люстры нового типа. В основе их — медный или бронзовый остов с прихотливо изогнутыми деталями, в соответствии со вкусами господствовавшего тогда в архитектуре стиля барокко. На каркасе закреплялся хрустальный убор, состоявший из крупных граненых подвесок в виде звезд, фигурных «вазиков», шаров и стилизованных дубовых листьев с изрезанными краями. Хрустальные подвески выделывали на Ямбургском стекольном заводе, куда переместился центр стеклоделия в петровские времена, а затем на Петербургском заводе. Люстры в XVIII веке подвешивали на длинных цепях в дворцовых помещениях с обильной лепкой, позолотой и вошедшими в моду зеркалами. Многократные отражения создавали иллюзию бесконечной анфилады сверкающих зал.

Большой популярностью пользовались застекленные фонари, без которых трудно было обойтись там, где гуляли сквозняки — в вестибюлях, на лестницах, в коридорах и проходных комнатах. Они обычно имели застекленные цилиндрические или многогранные стенки и дно, защищавшие пламя от ветра. Для зажигания свечей опускали тарелку-дно, на котором крепились свечи.

Находки в древнеримских городах Геркуланум и Помпеи отразились и на люстрах эпохи классицизма. Поначалу они были очень простыми— обруч с подставками для свечей, подвешенный на цепях. Верхний конец люстры обычно прикреплялся к короне, составленной из листьев аканта, в нижний обруч вставлялось стеклянное дно. Но постепенно люстры становились все сложнее, обильнее украшались. Легкий и изящный хрустальный убор из мелких миндалевидных подвесок, гирлянд и бус подвижно прикреплялся к бронзовым обручам и концам изогнутых проволочек. От малейшего дуновения воздуха трепетало пламя свечей и приходило в едва заметное движение хрустальное великолепие люстр, отчего бесчисленные грани подвесок сверкали всеми цветами радуги; Для большей красоты часто устраивался так называемый дождь, завершавший люстру. Он состоял из снопа тонких пружинок или проволочек, на концах которых подвешивались хрустальные подвески. Свободно висевший сноп производил впечатление падающего дождя света. Причем в украшении люстр широко использовали всевозможные колонки, завитки, маски, виноградные лозы, дубовые листья и венки, головы зверей и птиц. Еще один любимый мотив — вакханки с их эмблемами, а также луки и стрелы.

Изменились и принципы подвески люстр. Если в эпоху барокко люстры вешали строго вдоль центра зала симметрично по отношению к зеркалам, то теперь принципы классицизма предписывали в прямоугольном зале размещать две или три одинаковые люстры в центре, а две другие, всегда одинаковые и как правило меньшего размера,— по краям. В квадратном помещении вешали четыре одинаковых люстры по четырем углам, а если зал был большим, то непременно из центра потолка спускали пятую, большую люстру. Причем все осветительные приборы — люстры, бра, жирандоли, фонари, канделябры, торшеры, подсвечники — занимали определенные места: люстры освещали плафон, отражаясь в то же время в зеркальной поверхности паркета мерцающими огнями. Торшеры, стоявшие у пилястров стен и колонн, подчеркивали блестящую гладь, расцветку и игру мрамора. Канделябры освещали стены и консоли (подставки) зеркал, а жирандоли или заполняли промежутки между колоннами, или украшали камины и консоли.

В начале XIX века появились люстры с масляными лампами, которые давали больше света и устранили большое неудобство — необходимость заменять быстро таявшие свечи. С появлением ламповых стекол, создававших тягу и этим улучшавших горение, исчезла копоть. Ламповое стекло наподобие маленького фонарика защищало пламя от движений воздуха. Резервуары для масла часто делали в виде античных ваз. Впервые в истории люстр потребовалось прикрывать яркое пламя и направлять свет — появились абажуры. Но новый вид освещения не сразу вытеснил свечи — так, еще в 30-е годы XIX века в Александрийском театре в Петербурге зал освещался свечами, и только в коридорах висели масляные лампы (203 штуки).

Дорогостоящие бронзовые люстры постепенно стали заменять люстрами из резного золоченого дерева, а затем еще более дешевыми из проволоки, папье-маше, левкаса с позолотой. Причем эти люстры по внешнему виду совершенно не отличались от бронзовых. На первой художественно-промышленной выставке в Петербурге в 1829 году подобные люстры заслужили высокую оценку. О них писали: «Бумажныле люстры красивостью формы, чистотою отделки и блеском позолоты не далеко отстояли от настоящей бронзы». Во дворце-музее Архангельское, в Большом круглом зале висит именно такая колоссальная люстра с тремя ярусами рожков, сделанная на проволочном каркасе из папье-маше и гипса. Вес ее значительно меньше, чем если бы она была сделана из металла, а более чем столетняя сохранность люстры в прекрасном состоянии доказывает и прочность материала.

Со второй половины прошлого века широкую популярность завоевали керосиновые лампы, а с появлением электрического освещения всем предыдущим видам светильников пришлось уйти «в отставку» — все они оказались неконкурентноспособны. Новый вид освещения потребовал и новых видов люстр. Вошли в моду абажуры из шелка, плафоны из матового или цветного стекла, украшения из бисера, тюльпаны и колпачки из матового, опалового или подделанного пол зп мерзшую поверхность стекла...


Таврический дворец в Петербурге на празднике в 1791 году был освещен 140 тысячами лампад и 20 тысячами восковых свечей, которые горели в люстрах, канделябрах и бра. В одном только большом зале с куполом, помимо двух люстр из горного хрусталя, висело еще 56 люстр и 5 тысяч разноцветных лампад, сделанных на подобие лилий и роз.


В Успенском соборе Московского Кремля уникальна центральная люстра. Это историческая реликвия. Она изготовлена из серебра, награбленного наполеоновской армией в 1812 году и отбитого казаками у отступавшего неприятеля. Трехъярусная ажурная конструкция выполнена в 1817 году. В ней изящно переплетаются лозы, грозди, цветы, колосья. Благодаря этой отделке люстру назвали «Урожай». Вес ее — 300 килограммов.


Чешские хрустальные люстры знают во всем мире. История их связана с Северной Чехией. Первая мастерская начала действовать в местечке Каменицке-Шенове в 1428 году. Правда, старинные хроники упоминают о том, что еще в XIII веке главными ремесленниками в городе были гранильщики и художники по стеклу. Бродячие торговцы разносили хрупкий товар по соседним селам сначала в заплечных коробах, а потом развозили в легких тележках.

Сегодня, пожалуй, тележками было бы не обойтись. Так, люстра, изготовленная для Красноярского театра в Сибири, весит 14,5 тонн! Это уникальное сооружение состоит из 46180 хрустальных и 172000 металлических деталей, 715 различных устройств. Больше года трудились над ним мастера 105 профессий.

Первым крупным заказчиком, согласно документам, был французский король Людовик XV. Люстры из Каменицке-Шенова украсили дворцы Брюсселя, Петербурга, Бомбея, Тегерана... В нашем веке были изготовлены светильники для театра «Ла Скала», отеля «Уолдорф-Астория» в Нью-Йорке и других известных залов и зданий.

 

Исторический факт Первая печатная карта
В 1613 году картограф Гессель Герритс из Голландии выгравировал и отпечатал карту, которую составил сын царя Бориса Годунова - Федор Годунов. Это была первая печатная карта России. Чертеж царевича Федора - сводный, то есть объединяющий в себе карты отдельных областей России. Он имеет ряд искажений и неточностей, разные участки выполнены в разном масштабе. В некоторых областях подробно показано местоположение городов и селений, рек и озер. Другие же изображены крайне схематично. Но для того времени карта довольно подробно и точно отображала территорию России. Она дошла до наших дней и сейчас хранится в Музее истории и реконструкции Москвы.

А специальная служба по картографированию обширной территории России была создана в стране в 1797 году. Она называлась Депо Карт.

Copyright © 2004 - 2024, Mail Cleaner Plus. All Rights Reserved.